Рефлекторная гимнастика - как метод физической реабилитации при вегетативных сколиозах

С.В. Вишневский, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», Институт физической культуры и спорта, Россия, г. Пенза

ВВЕДЕНИЕ

Примитивные рефлексы – это рефлексы, обеспечивающие жизнедеятельность организма до развития высшей нервной деятельности (коры головного мозга). Они носят название витальных рефлексов. Каждый примитивный рефлекс имеет психогенную (эмоциональную), вегетативную и двигательную составляющие, которые функционально и анатомически связаны. Таким образом, ПБР – результат интегративной координированной деятельности тех уровней нервной системы, на которых он замыкается. В норме они проявляются и угасают у ребенка в определенное время, соответствуя стадиям развития нервной системы. На их основе формируются сложные сознательные координированные двигательные акты. После развития ЦНС теряют свою значимость, не вызываются, интегрируются в постуральные рефлексы.

Включение активности примитивных безусловных рефлексов происходит при неблагоприятных условиях для работы нервной системы (травмы, тяжелые заболевания, инсульты). Это называется диссолюцией – возвратом нервной системы к примитивным формам реагирования. Примитивные безусловные рефлексы не исчезают, а тормозятся соответствующими отделами коры. Каждый примитивный рефлекс имеет психогенную (эмоциональную), вегетативную и двигательную составляющие, которые функционально и анатомически связаны. Таким образом, примитивные безусловные рефлексы – результат интегративной координированной деятельности тех уровней нервной системы, на которых он замыкается. Для их регресса и торможения необходимо достаточная стимуляция нервной системы посредством двигательной афферентации [1].

Активация примитивного рефлекса сопровождается выработкой избыточного количества гормонов, ферментов. При этом данная реакция происходит мгновенно, для того чтобы “ выжить сию секунду”. Организм взрослого человека работает более экономно. Примитивные рефлексы регулирует вегетативная нервная система, которая делится на две составляющих: симпатическую и парасимпатическую. Это означает или массовый выброс адреналина или массивный выброс ацетилхолина. Для взрослого человека сохраняется активность вегетативной нервной системы, но большее регулирующее влияние оказывает соматическая нервная система. Вегетативная нервная система осуществляет висцеро-моторные связи, висцеро-дермальные и отвечает за вегетативную регуляцию функции внутренних органов. [9]

Таблица 1.

Нервная система у детей Нервная система у взрослых
Примитивные или витальные рефлексы, их цель выжить, защитить, усвоить и расщепить пищу. Они работают по принципу “все или ничего”, или “выжить сию секунду” Преобладают центральные механизмы регуляции. Их цель - оптимально решить проблему ответа, максимально экономным способом.

Когда у взрослого человека снижается активность нервной системы, возникают условия для патологической активности примитивных рефлексов и пожилой человек напоминает маленького ребенка. Он начинает реагировать на окружающую ситуацию с избыточной эмоциональностью. Такой человек повышенно обидчив, повышенно возбужден, повышенно настроен, у него появляются различные варианты страха, тем самым еще больше истощаются защитные механизмы.

Активизация примитивных рефлексов у взрослых возникает как компенсаторная реакция на сильный раздражитель и происходит дезорганизация нервной системы.

Существуют рефлексы движения, из которых в будущем формируется ходьба:

  • Шейно-тонический – поднимает голову – асимметричный тонус;
  • Ландау – поднимает тело;
  • Галанта – гомолатеральное ползание на животе (образуется сколиоз С – образный при «застревании» в этом рефлексе) [4];
  • Гетеролатеральное ползание на животе (образуется сколиоз S - образный при «застревании» в этом рефлексе);
  • Гомолатеральное ползание на четвереньках (образуется сколиоз С – образный при «застревании» в этом рефлексе);
  • Гетеролатеральное ползание на четвереньках (образуется сколиоз S - образный при «застревании» в этом рефлексе);
  • Гомолатеральная ходьба;
  • Гетеролатеральная ходьба [1].

Если на этапе шаговых рефлексов произошел сбой в центральной нервной системе, то организм вынужден приспосабливаться к нарушениям, избыточно стимулируя одни двигательные паттерны, другие оставляя в недостатке внимания, формируя тем самым несимметричный патологический тонус мышц и связок, который в итоге приводит к искажению паттерна шага, вегетативным сколиозам.

Автором предлагается классификация сколиозов, из которой в данной аботе рассматривается вегетативный:

  • вегетативный (примитивные рефлексы)
  • структурный (травмы различного генеза)
  • химический (лимфатический)
  • эмоциональный (личность, социум, стереотипы родителей)
  • энергетический (канально-меридианная система)

Шаговые рефлексы – тест - паттерн шага, применяемый в прикладной кинезиологии [7], обеспечивающий согласованность движения конечностей на уровне связок (тело). Тест для нервной системы – открытие рта в сторону выставленной вперед ноги. В таком случае паттерн шага с точки зрения примитивных рефлексов – дозревший.

Рефлексы орального автоматизма показывают зрелость мозга. Если они не активны, значит – или не раздышалась кора головного мозга, или есть постоянный стресс для коры. Тест – поднести руку ко рту, который открывается в сторону поднесенной руки (сопоставимо также для рефлексов – поискового и хоботкового).

Когда у человека снижается активность корковой регуляции нервной системы, возникают условия для патологической активности примитивных рефлексов, и человек в поведении напоминает маленького ребенка. Он начинает реагировать на окружающую его ситуацию с избыточной эмоциональной активностью. Формируется психовегетативный синдром: развивается выраженный вегетативный дисбаланс, проявляющийся нарушением вегетативной регуляции внутренних органов (синдром вегетативной дистонии) с полиорганными клиническими проявлениями.

В случае нарушения корковой активности из-за избыточного влияния шаговых примитивных рефлексов: гомо- и гетеролатерального ползания на животе, гомо- и гетеролатерального ползания на четвереньках у человека не сможет сформироваться нормальный гомо – и гетеролатеральный шаг. А, следовательно, будет нарушаться биомеханика шага, бега, прыжков. Будут страдать суставы, получающие избыточную нагрузку в движении. В результате – травмы, корректировка режима тренировок и, впоследствии – прекращение спортивной карьеры.

В данной статье рассматривается подход, использующий диагностические методики обнаружения патологической активности рефлексов движения и применение простых физических упражнений для коррекции патологии развития двигательного паттерна.

При использовании предложенной методики диагностики и коррекции - стимуляции коры головного мозга формируется доминантный сигнал, который блокирует предыдущий двигательный рефлекс и способствует развитию последующего. [2]

Обучение - это процесс взаимодействия с внешним миром за счет нейронных связей. Как показано в работах П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, Л.А. Орбели, афферентация, поступающая в мозг, уже на подкорковом уровне распределяется по различным ядрам, то есть оказывает множественные возбуждающие влияния. Эта интеграция и конвергенция афферентной импульсации играет роль в механизмах межанализаторного синтеза. Импульсы с проприорецепторов суставов и мышц очень важны для стимуляции активности нервных центров. Это подтверждено многочисленными исследованиями в эксперименте, например S.Brink обнаружила [10], что координированные движения вызывают повышение выработки нейротрофического фактора.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Применяя методы визуальной диагностики определить, имеется ли у испытуемого патологическое смещение точек симметрии – в положении сидя и стоя – медиальные углы лопаток и высота гребней подвздошных костей. При наличии точек асимметрии, определить к какому типу относится найденная деформация: С или S-образная. Рис. 1

  1. Подтвердить влияние найденных деформаций на тонус индикаторной мышцы с помощью мануально-мышечного тестирования, применяемого в прикладной кинезиологии. [3]
  2. Назначить к выполнению упражнение, вызывающее коррекцию патологического состояния испытуемого. [6]
  3. Подтвердить с помощью мануально-мышечного тестирования, применяемого в прикладной кинезиологии, что искомое упражнение полностью устраняет деформацию, найденную в п.1.
  4. Назначить выполнения комплекса «Рефлекторной гимнастики», состоящей из упражнений, стимулирующих центральную нервную систему для благоприятной коррекции.
Рис. 1. Точки асимметрии при С - образном сколиозе.
МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для проведения работы была отобрана группа из 40 пациентов, среди них 20 мужчин и 20 женщин, возраст 12-45 лет. Группа испытуемых состояла из людей, активно занимающихся спортом (плавание, легкая атлетика, бокс, пауэрлифтинг), а также обычных, неспортивных людей. Всем испытуемым было проведено тестирование активности примитивных рефлексов движения на предмет поиска патологической активности двигательной деятельности. Диагностика проводилась с применением методики мышечно-мануального тестирования, применяемого в прикладной кинезиологии.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Клиническая диагностика – методы которые включают в себя сбор жалоб, анамнеза, выяснение факторов, провоцирующих болевой синдром, пальпаторное исследование.
  • Визуальная диагностика статики и динамики для выявления патобиомеханически значимых регионов в положении стоя, лежа, в шаге. Отклонение регионального центра тяжести в сторону открытия угла, образованного условными линиями, совмещенными с границами регионов тела, оценивалось как патобиомеханически значимое смещение, в сторону закрытия – саногенетически значимое, адаптационное смещение [3].
  • Мануально-мышечное тестирование нормотоничной индикаторной мышцы. В результате экспериментальной работы, применяя алгоритмы мануально-мышечного тестирования из прикладной кинезиологии, удалось выяснить какой из рефлексов находится в состоянии угнетения или активности.
  • Механическое создание избыточной афферентации от раздражения гомо/гетеролатеральных пар нога-рука с последующей проверкой в течение 2 секунд на нормотоничность индикаторной мышцы. В итоге – временное выравнивание точек асимметрии. Цель – удостовериться в плане реабилитации: гомо- или гетеро- движения.
  1. Применение визуальной диагностики (ВД) помогало найти ведущий регион. Оценивалось положение стоя, лежа, в шаге.

      В качестве индикаторной мышцы выбирается любая, здоровая мышца, удобная для тестирования. Производится шесть тестов, имитирующих:
    1. Гомолатеральное ползание на животе
    2. Гетеролатеральное ползание на животе
    3. Гомолатеральное ползание на четвереньках
    4. Гетеролатеральное ползание на четвереньках
    5. Гомолатеральный паттерн ходьбы
    6. Гетеролатеральный паттерн ходьбы
  2. В положении лежа пассивно воспроизводим движение, соответствующее примитивному рефлексу и контролируем тонус центральной нервной системы на такую провокацию. Проверяем следующие рефлексы [5]:

    • Галанта – гомолатеральное ползание на животе;
    • Гетеролатеральное ползание на животе;
    • Гомолатеральное ползание на четвереньках;
    • Гетеролатеральное ползание на четвереньках;
    • Гомолатеральная ходьба;
    • Гетеролатеральная ходьба.

    Используется мышечно-мануальное тестирование. Выбираем любую индикаторную нормотоничную мышцу. Во время тестирования тонус индикаторной мышцы, по которой проводим тестирование не должен измениться. В ином случае, можно сказать, что это как раз тот рефлекс, который нервная система «не видит». Избыточным будем считать предыдущий рабочий. [8]

  3. Предлагаем самостоятельно сделать именно это движение в количестве 3 раз для стимуляции коры головного мозга, соблюдая абсолютную синхронность движений. Если количество повторений превысило три, то упражнение выполняется до тех пор, пока испытуемому не удастся повторить упражнение без ошибок три раза подряд для одной пары движений (для одной линии или диагонали движений). [6]
  4. Повторно тестируем все рефлексы, до этого вызывающие гипотонию индикаторной мышцы. Рефлексы больше не вызывают снижение тонуса индикаторной мышцы.
  5. Выдается домашнее задание – выполнение определенного упражнения в положении, соответствующему двигательному рефлексу в количестве повторений, равных 100 для каждой пары движений. Выполнять 2 раза в течение дня по 50 повторений. Длительность курса реабилитации - 7 дней.
  6. Повторный ретест через 7 дней. Есть два варианта развития событий: первый – ни одна двигательная провокация не вызывает гипотонии; второй – восстановился только один рефлекс. Тогда повторяем п.п. 2-5 с новым «домашним заданием» и т.д., пока не восстановятся все рефлексы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Все пациенты хорошо переносили тесты и тренировки, не было неприятных субъективных ощущений, болей.

После выполненной диагностики, подобранного физического упражнения и проведенной коррекции наблюдался эффект – 100%: у 90% - полное восстановление паттерна шага, подавление всех патологических примитивных рефлексов движения после одного цикла тренировок, у 10% - подавление только одного двигательного примитивного рефлекса после одного цикла тренировок. Для коррекции последующих рефлексов потребовалось дополнительное время (циклы тренировок), после которого произошло полное восстановление паттерна шага. Данное исследование проводилось в течение 1,5 лет, отрицательной динамики не выявлено.

Так, все 40 из 40 человек сообщили о:

  • значительном уменьшении жалоб на боли в позвоночнике, суставах и мышцах в процессе тренировок, покое и в обычной жизни;
  • улучшение общего самочувствия, настроения;
  • улучшения сна;
  • нормализацию работы желудочно-кишечного тракта, аппетита;
  • повышения работоспособности, уменьшении времени на перерывы (отдых);
  • ускорение восстановительных процессов после тренировок;
  • улучшение спортивных результатов.
ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Физические упражнения под контролем методов и подходов, используемых в прикладной кинезиологии, таких, как мануально-мышечное тестирование и визуальная диагностика, позволяет существенно повысить результативность и работоспособность как спортсмена так и обычного человека, а также снизить травм в будущем за счет выстраивания правильного паттерна шага, и уменьшения или даже полного исчезновения болевых синдромов в различных участках тела.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя наши результаты с точки зрения данных литературы, можно выделить несколько ключевых моментов влияния комплекса «Рефлекторная гимнастика» на функции головного мозга.

  1. При выполнении комплекса «Рефлекторная гимнастика» увеличивается афферентный проприоцептивный поток информации с суставов и мышц, возбуждающий те структуры головного мозга, которые ответственны за двигательную активность.
  2. Проприоцептивная нагрузка способствует формированию новых функциональных нейронных связей с улучшением интеграции импульсов различных сенсорных модальностей ввиду наличия полимодальных нейронов в составе как первичных, так и третичных ассоциативных зон коры больших полушарий. Сенсорные сигналы могут вызывать активность целого клеточного ансамбля корковых нейронов.
  3. Улучшение равновесия и двигательной активности может быть фактором, влияющим на уровень бодрствования и тонус мозговой коры, что служит дополнительным фактором улучшения высших мозговых функций.
  4. Сочетание новых технологий в спорте, таких как прикладная кинезиология наряду с физическими упражнениями, является для спортивной медицины точкой роста результатов спортсменов.
  5. Применение простых физических упражнений под контролем мышечно-мануального тестирования дает колоссальный эффект как для физического состояния человека, так и для его психоэмоциональной стабильности и высокой результативности.
  6. Достоинства метода: простое исполнение, не требует оборудования, аппаратуры, тренажеров для диагностики и коррекции.
  7. Предложенный вариант адаптации примитивных рефлексов движения показал высокую эффективность в долгосрочном периоде тренировок, исключительную простоту исполнения и надежность.
  8. Доступность для реализации тренерским составом после краткосрочного обучения.
  9. Данная «Рефлекторная гимнастика» успешно применяется для спортсменов и обычных людей в реабилитационном центре «КИНЕЗИО» города Пензы.

Таким образом, в работе обосновывается применение оригинального и простого метода физической реабилитации, который может целенаправленно усилить приток сенсорной информации для уменьшения функционального разобщения и дезинтеграции мозга как системы.

Учитывая полученные нами результаты, целесообразно изучение влияния «Рефлекторной гимнастики» на состояние больных не только при сосудистой патологии мозга, но и при других заболеваниях нервной системы, например, при деменции различного типа, при отдалённых последствиях травматических и воспалительных заболеваний, а также в детской неврологии. Нам представляется перспективным также использование этого комплекса для тренировки памяти и внимания у здоровых людей с целью профилактики нарушений высших мозговых функций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Бадалян Л.О. Руководство по неврологии раннего детского возраста/ Бадалян Л.О. – М.: Книга по требованию, 2013.-532 с.
  2. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности, М., 1966
  3. Васильева Л.Ф. Клиника и визуальная диагностика укороченных мышц. – М., 2003.
  4. Васильева Л.Ф. Сколиозы. Этиология, биомеханика, клиника, кинезиологическая диагностика, коррекция, реабилитация/ Васильева Л.Ф., М., 2016. – 78 с., илл.
  5. Васильева Л.Ф.Вегетативные рефлексы в педиатрии и геронтологии/ Васильева Л.Ф., М., 3S PRINT, 2017. – 172 с., илл.
  6. Вишневский С.В., Влияние патологической активности примитивных рефлексов движения на биомеханику спортсмена. Диагностика и коррекция примитивных рефлексов с использованием физических упражнений./ Материалы заочной научно-практической конференции. – Пенза, 2018.
  7. Крутов Г.М. Функциональные поезда. Практическое руководство по диагностике и коррекции мышечных цепей – М.; СПб., 2014.- 44с.
  8. Крутов Г.М. Мышечно-фасциальные цепи. Лигаментозные взаимодействия: практическое пособие. –2-ое изд. перераб. и доп. -М., 2017.- 98с.
  9. Кудрявцева, Г.Ю. Рефлекторная гимнастика. /Г.Ю. Кудрявцева, О.В. Кузнецова: учебно-методическое пособие. – Новокузнецк, 2002. – 19 с.
  10. Brink, S. Smart Moves: New Research Suggests that Folks from 8 to 80 Can Shape Up Their Brains with Aerobic Exercises // U.S. News & World Report, May 15,- 1995.-218 p.

Вишневский Сергей Владимирович

Спортивный кинезиолог, член Межрегиональной ассоциации прикладных кинезиологов (МАПК) г. Москва, педагог-психолог, массажист.